История восстановления пианино "Mannborg"



На примере немецкого пианино "Маннборг", имеющего необычную конструкцию и размеры - не более письменного стола, - я хочу показать примерный объём работ, который приходиться выполнить, чтобы фортепиано, подвергшееся разрушительному воздействию времени , смогло вновь проявить свои возможности.

С внешней стороны деки размещён фабричный лейбл с номером. Согласно атласу номеров фортепиано, изданному Г.К. Герцогом и Яном Гроссбахом, пианино выпущено в 1938 году (Третий Рейх). Излюбленная легенда настройщиков гласит, что подобными минипианино гитлеровцы снаряжали подводные лодки.

Первое, что бросалось в глаза при осмотре - неряшливо покрашенный (при "очередном ремонте") и растрескавшийся корпус, сломанная правая педальная лапка, утраты шпона и расщепленные торцы крышек, с оторванными рояльными петлями.

Дальнейший осмотр выявил, что вирбельбанк расклеен по слоям; стало быть замена колков не решила бы проблему. Тут, как и для большинства старых инструментов необходима ЗАМЕНА вирбельбанка .

Миниатюрное пианино "Маннборг" в полуразобранном виде, до демонтажа чугунной рамы и перед началом ремонта опорных конструкций. Небольшая высота инструмента - всего 92 см. - следствие того, что молоточковый механизм расположен внизу, под клавиатурой! Видно, что инструмент безфуторный, - чугунная рама заполняет весь периметр корпуса пианино.

Восстановление корпуса требует активных действий с перемещением и поворотами инструмента. Кроме того, старые потрескавшиеся стенки требовали замены. Без демонтажа чугунной рамы выполнить все эти работы невозможно, как впрочем и ремонт деки и вирбельбанка.

Резонансные конструкции (штеги, деку и рипки) удобно ремонтировать, когда чугунная рама снята. В ходе ремонта отклеившиеся от деки рипки были притянуты струбцинами и приклеены. Трещины в деке были заделаны вклеенными рейками с внешней и внутренной стороны.

После приклейки вирбельбанка последовала припасовка чугунной рамы к корпусу. Рама оказалась кривой, и это заставило стачивать вирбельбанк в одних местах и приклеивать к нему шпон в других. Точное взаиморасположение вирбельбанка и чугунной рамы существенно влияет на звук, что заставляет выполнять эту процедуру с большой ответственностью.

После установки чугунной рамы необходимо было просверлить отверстия в новом вирбельбанке. Сверление отверстий под колки происходит в несколько приёмов. Важно не ошибиться с последним диаметром сверла и соблюсти точный угол наклона.

Восстановление работоспособности механики подразумевает многократную разборку и сборку - извлечение механизма из корпуса пианино и обратную установку для проверки правильности её работы. Поэтому основная регулировка происходит перед покраской,- чтобы максимально снизить риск повреждения полировки.

Во время большого ремонта механика пианино разбирается до самых мелких деталей. Заменяются сломанные пружины, склеиваются треснувшие капсюли , для разболтаннх отверстий подбираются штифты с большим диаметром, вместо износившегося приклеивается новое капсюльное сукно.

Конструкторы пианино знали, что излишне компактные размеры механизма затрудняют регулировку, обеспечивающую качественные игровые ощущения. Поэтому они предусмотрели так называемые "репетиционные" пружины, улучшающие отзывчивость клавиатуры при игре. Некоторые из пружин были сломаны.

Окончательная установка молоточков в механизм производится внутри корпуса. т.к. их положение определяется расположением струн. Шлифование ударных поверхностей молоточков сделало звук плотным и ровным.

Подобрать пару к сохранившейся педали почти невозможно, поэтому я заменил обе педали на другие, снятые с "утилизированного" инструмента; однако иное, нежели в нашем пианино, устройство лапок потребовало изменения педального механизма.

Перед полировкой инструмент надо собрать и проверить: необходимо, чтобы все детали подходили друг к другу с максимальной точностью, петли двигались без перекосов, а крышки открывались, не задевая стенки. Кроме того, между сопрягаемыми поверхностями надо оставить достаточные промежутки для слоёв грунтовки и лака,- иначе крышки не будут открываться!

Чтобы выполнить отделочные работы: грунтовку, морение, окраску и лакировку - инструмент пришлось снова разобрать. Иначе невозможно наносить лак аккуратно и без подтёков. Покрытие содержит нескольких компонентов, т.к. их свойства различны. Грунтовка обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью, морилка и другие пигменты дают цвет, а лак образует красивую плёнку и защищает шпон.

Покраска - это очень длительный процесс, состоящий из множества последовательных операций. Необходима очистка старого шпона, подклейка его утрат, шпаклёвка, шлифовка, грунтование и собственно нанесение лака. Перед каждым нанесением очередного лакового слоя требуется подшлифовка предыдущего.




рояли на продажу